Образование актера: Ежи Гротовский о бесстрашии

ежигротовский

Воспоминания – это всегда физическая реакция. Мы помним кожей, помним глазами. Прислушиваясь к своему мудрому телу, мы сумеем пробудить эмоции, выразительность и точность, необходимые для игры на сцене. В актерской игре больше парадоксов, чем в любом другом искусстве. Она похожа на жонглирование, когда требуется соблюсти множество противоречивых условий одновременно. Таким образом, актерское мастерство – это подход к подобным парадоксам, позволяющий исполнителю без страха браться за эти сверхсложные задачи.

Однако бесстрашию нельзя научиться. Мы все обладаем им от рождения, но просто успели утратить. Все мы в раннем детстве совершали что-то невозможное. Например, в год, учась ходить, мы знать не знали, что удерживать огромный вес на двух коротеньких ножках просто невозможно. Разве могли мы тогда сказать: «Да ну, какой из меня ходок, у меня не получится…»? Мы падали, набивали шишки, вставали, пытались снова и снова, потому что тогда еще не приобрели привычку воспринимать падение как «неудачу». Падение было неотъемлемой частью учебы.

То же самое относится и к воображению. В детстве мы без труда превоплощаемся в супергероев, принцесс, зверей и чудовищ. Мы вживаемся в эти роли без смущения и стыда, погружаясь в «воображаемые обстоятельства», когда захотим. Роберт Бенедетти говорит об этом так: «Глядя на плавающий в луже прутик, ребенок видит океанский лайнер, и при этом не отрицает существование прутика. Он просто слегка корректирует свое восприятие. Когда же студента просят представить себе какую-то сцену, он неизменно закрывает глаза или смотрит вдаль, словно окружающие предметы ему очень мешают. Он уже утратил детскую способность творить из окружающей действительности еще более яркую иллюзию».

Но детская мудрость – бесстрашие, с которым юные замахиваются на невозможное и дают волю воображению, — никогда не исчезнет бесследно. Она спит где-то глубоко внутри, ожидая, пока ее выпустят.

Актерская подготовка это vianegativa – «обратный путь», возвращение к тому, что мы когда-то умели. Метод заключается в избавлении от напряжения и накопленных привычек, от страхов и сомнений, мешающих действовать.

Разумеется, избавление не всегда дается легко. Наши зажимы, привычки, напряжение появились не просто так, и человек, у которого их нет (человек, не контролирующий свои порывы, эмоции), рискует серьезно пострадать в обычной жизни. Однако для игры на сцене нам напротив, нужно свободно отдаваться этим восхитительным и ужасающим мыслям и порывам, которые мы годами прятали от мира.

(с) Ежи Гротовский, польский театральный педагог, режиссер, теоретик театра