Ута Хаген (12.06. 1919 – 14.01.2004) – одна из самых влиятельных американских преподавателей актерского мастерства XX века. С 1947 года преподавала в студии своего мужа Герберта Бергхофа, одного из основателей Актерской студии, впоследствии решившего открыть свою школу.
Для Уты Хаген актерская игра – исследование, проникновение в тайны человеческой натуры. Она призывала студентов раскрываться навстречу всем внешним стимулам, которые «вызывают у нас любые эмоции – от духовного экстаза до мучительной боли». В 1950 – времена наигранности и картонных персонажей – Ута Хаген разработала технику, благодаря которой исполнение оставалось непосредственным, живым, с сердцем и душой. Пять имеющихся у человека чувств были для Уты Хаген проводником к телу, разуму, сердцу и душе.
Хаген считала, что блестящему артисту необходим талант, мастерство, собственное мировоззрение, страстное желание что-то сказать миру и категорическое стремление избегать штампов и клише.
Лаборатория Уты Хаген основывается на «шести шагах» и 10 упражнениях, изложенных в ее книге «Задача для актера». В основе ее метода лежат 4принципа:
- Основы наших ролей таятся где-то в нас самих
- Голос и речь, душа и разум несуществуют в отрыве от тела, оно порождает их и служит их проводником.
- Проделанная актером работа всегда должна находить отражение в действии.
- Все, что мы делаем, обусловлено нашими ожиданиями, но то, что получается в действительности никогда не соответствует им полностью
Цитаты Уты Хаген
«Нет ничего реальнее жизни»»
«Оттачивая мастерство, вы приближаетесь к идеалу театрального искусства – изображению на сцене живого человека без искусственной театральщины»
«Реализм предполагает поиски определенного поведения, отвечающего мотивам персонажа в обстоятельствах, заданных драматургом»