Метод Стелла Адлер: образование актера

стелла адлер 1

Стелла Адлер (10.02. 1901 – 21.12.1992) – одна из первых выпускниц Американской Театрально Лаборатории под руководством актрисы МХТ Марии Успенской – ученицы К.С. Станиславского. Вместе с Ли Страсбергом работала со знаменитой американской труппой Group. Однако после прохождения практики у К.С. Станиславского в 1934 году в Париже обвинила Ли Страсберга в том, что его интерпретации системы, где эмоция – руководящая сила актерской игры — является неверной. Чем спровоцировала уход Ли Страсберга из труппы. К.С. Станиславский к тому времени этой силой считал воображение. Изложение теории Станиславского труппе Groupстало началом работы ее лаборатории. В 1949 Стелла Адлер основывает свою студию.

В лаборатории Стеллы Адлер ключевую роль играет воображение. Воображение содержит в себе все: от искусства до идей, поэзии колллективного бессознательного всего человечества. Все что мы говорим, слышим, думаем, чувствуем на сцене, должно быть пропущено через фильтр воображения. Для нее актер – это, прежде всего, постоянно развивающаяся личность, независимая, информированная и свободно мыслящая. Первостепенная задача актера как мастера и художника – постоянно расти над собой. Основная цель и неотъемлемые компоненты ее подхода – развитие личности, разработка бездонных кладезей воображения и полная открытость к миру и жизни. Согласно Стелле Адлер три кита личностного роста: изучение природы (в том числе человеческой), искусства (не только театрального), истории.

Метод Стеллы Адлер делится на 3 составляющие:

Фундамент. В основе методики лежит воображение. Его развитию уделяется особое место. Фундамент включает упражнения на: развитие воображения, овладение действиями, осознание того, как поведение определяется обстоятельствами.

Работу над персонажем. Является погружением актера в новый образ через обретение «нового себя» . Цель работы над персонажем не уход от себя, а самообретение. Согласно Стелле Адлер, чем сильнее актер вживается в другую ипостась, тем ближе он становится самому себе. Благодаря вымыслу актер имеет возможность выразить правду.

Интерпретацию сценария. Подход Стеллы Адлер к драматургии также строится на воображении. Она выбирает драматурга, собирает общие для его творчества проблемы, идеи и вопросы, а затем помещает их в историко-географико-социальный контекст. После этого она фокусируется на какой-то конкретной пьесе, рассматривает ее идеи, влияние, оказанное ею на театр и современную ей культуру. Потом ее значение и смысл уже для нашего времени. Наконец она прорабатывает одну конкретную сцену, медленно и методично, сопровождая ее историческими правками.

стелла адлер 2

Цитаты Стеллы Адлер:

«В вашем выборе ваш талант».

«Актеры напоминают агентов. Нужно постоянно шпионить за людьми, изучать разные грани характера. Актерское мастерство – тяжелое ремесло, потому что требует не только книжных знаний, хотя и книги, безусловно, важны, но и неустанного наблюдения за поведением других».

«Искусство – валюта цивилизации»

«Вы слишком много времени проводите в классе. Сходите лучше в музей».

«Пьеса – это не слова. Пьеса – это идеи, мысли».

«Актер – это кладезь коллективного сознания. Он выступает преемником всех существующих знаний и мудрости. Благодаря широте воображения он перенимает мудрость предков, минуя личный опыт. Актер испокон веков обладал глубоким пониманием Космоса».

«Вы – все сразу. В какой-то своей ипостаси вы киллер, мошенник, лгун или потаскуха. Вы гений, бог и непорочная дева. Вы все сразу. Вот идет, человек, которого скоро убьют. Это вы. Где-то там этот человек — вы».

«Нельзя чувствовать без участия воли и разума. Они движут тем, что происходит у нас в душе».

«Мы принимаем окружающий мир как должное. Он нам примелькался. Мы не осознаем, что он развивался сотни и сотни лет, меняясь незаметно. В результате мы утрачиваем ощущение себя и своих корней. Мы теряем ощущение исторической непрерывности – и ощущение, что история продолжает твориться рядом с нами и в данный момент. Мы проживаем или переживаем историю заново и в каждый миг нашей жизни.

Сознавая, что у всего есть история, вы перестанете воспринимать окружающую действительность как данность, обыденность.

Нужно понимать, насколько значим каждый миг. Не забывать об истории. Помнить, что мы сами – продолжение истории».