Метод Ли Страсберг: образование актера

Acting Teacher and Actor Lee Strasberg, 1956

Ли Страсберг (17.11.1901 – 17.02.1982) – один из первых выходцев Американской Театральной Лаборатории под руководством актрисы МХТ Марии Успенской – ученицы К.С. Станиславского. Освоив азы системы, Ли Страсберг решает развивать ее дальше самостоятельно.

В 1931 году вместе с Гарольдом Клерманом он основал некоммерческий театр Guild, желая сформировать слаженную труппу, обладающую общей техникой. Его труппа Group по сей день считается величайшей в истории Америки. Здесь Страсберг экспериментировал как режиссер и педагог, расширяя познания, полученные в Лаборатории. Впоследствии Гарольд Клерман в книге «Жаркие годы» так описал работу труппы под руководством Страсберга: «Никакой наигранности. В основе глубинные, психологически сложные личные переживания, обостренное осознание противоречий и страданий человеческой натуры, особая чувствительность».

В марте 1937 года Страсберг из-за разногласий во взглядах со Стеллой Адлер покидает труппу. И сначала без особого успеха продолжает режиссировать на Бродвее, а затем с блеском готовит к пробам актеров Голливуда. 95% его студентов получают роли.

Осенью 1947 Шерил Кроуфорд вместе с ветеранами труппы GroupЭлиа Казаном и Робертом Льюисом создала Актерскую студию, в которой с осени 1948 преподает Ли Страсберг.

В лаборатории Ли Страсберга актер из исполнителя превращается в равноправного творца соавтора драматурга. Страсберг считал «фундаментальной задачей актера» развитие способностей к внутреннему переживанию. «Страсберг фанатично искал подлинные чувства. Все остальное было для него второстепенно. Он вытягивал их с инквизиторской дотошностью, на дух не вынося шаблонов.. Для актеров это было нечто неизведанное, первобытное, почти священное. На театр снизошло откровение, и Страсберг был его пророком».

 

Метод Ли Страсберга

  • предполагает антитеатральный натурализм — искренность актера. «Актер играет не роль. Актер играет себя». Ли Страсберг учит актеров не играть, а жить, выражая свою истину. Задача актера – отыскать в своей личности новые черты, которые подойдут воображаемому персонажу.
  • проявляет настороженность к языку как инструменту мышления и выражения мысли. Здесь эмоция превалирует над текстом.
  • выражает индивидуальный протест через движение и жест . Движение – «тайное письмо» актера, посредством которого он способен играть между строк.

ли страсберг1

 

Цитаты Ли Страсберга об актерском искусстве:

«Отправная точка одна-единственная – это истина. Доверьтесь ей. Не пытайтесь ей управлять. Пусть она сама вас ведет. Вы можете подготовить только первый шаг. Всю сцену вы подготовить не можете».

«Все великое искусство строится на откровении. Мы не надеваем маски. Но это другой вид актерства. Так тоже можно, но не ждите сопереживания. После такого спектакля зрители скажут: «Вот это актер, как играл, как играл…»

«Я не учу вас играть. Я учу вас проживать на сцене или перед камерой жизнь персонажа, прописанного в сценарии».