Иди репетируй: реальность действия (техника Майзнера)

мейзнер

Чтобы достичь высокого уровня мастерства, актеру необходимо постоянно работать над собой, развивать речь, голос, пластику, воображение, чувство атмосферы и чувство партнера. В рубрике «Иди репетируй» мы предлагаем упражнения для самостоятельной работы от признанных мастеров актерского искусства. Главное правило -  не просто читаем, а пробуем на практике!

На этот раз речь пойдет о технике Майзнера. Сенфорд Майзнер (31.8.1905 – 2.02.1997) – американский актер, театральный педагог, известный как разработчик актерской «техники Майзнера», или «техники Мейснера», основанной на «реальности действия» и погружении в партнера и развивающей возможности к импровизации и раскрепощению.

Сенфорд Майзнер  был 4 ребенком в семье венгерских эмигрантов. В детстве Сенфорд Майзнер отличался слабым здоровьем.  Вся семья отправилась в горы Катскилл для восстановления его здоровья. Однако во время этой поездки его брат Якоб заболел туберкулезом и вскоре скончался. Сенфорд Мейснер чувствовал себя виновником его смерти и назвал это событие «главным эмоциональным воздействием, повлиявшим на всю его жизнь», сделавшим его нелюдимым и отрешенным.  Он находил успокоение в игре на фортепиано,  с чем впоследствии связал свою студенческую жизнь. Майзнер поступил в Институт музыкального искусства – «Джульярдскую школу музыки» (Нью Йорк). Однако во время Великой Депрессии ему пришлось покинуть школу, чтобы помогать семье. Майзнер говорил, что его единственным спасением от тяжелых будней являлось воспроизведение в воображении звуков классических произведений, которые он изучал в школе музыки. Эту технику он впоследствии считал основополагающей для развития чувства музыки. (Кстати, она имеет сходство с упражнением на внимание М.Чехова, которое предлагалось в предыдущей статье).

Вопреки родителям, Сенфорд Мейснер получил стипендию на обучение мастерству актера в Театральной Гильдии Нью Йорка под руководством Гарольда Клармана и Ли Страсберга. Из их системы и выросла впоследствии «техника Майснера», которую он с 1935 преподавал в театральной школе «The Neighborhood Playhouse» (Нью Йорк), а с 1983 в своей частной школе «Майзнера-Карвилля» на Карибах.

мейзнер1

Ученики Майзнера: Марк Энтони Макдермотт (т/с Американская история ужасов, Практика), Конни Бриттон, Роберь Дюваль (к/ф Крестный Отец), Джеймс Каан, Грегори Пек, Брайан Герати, Эшли Аткинсон, Сандра Баллок и многие другие.

5

3

2

Основополагающее упражнение в технике Майзнера – «реальность действия».  Его мы и представим в этой статье, а с вас – обещание прочитать и идти репетировать.

По мнению Майзнера, есть большая разница между актером, который вживается в роль и актером, который вымучивает ее из себя. Она пролегает в реальности действия – то есть в достоверности повторяющихся действий. Итак, упражнение:

  1. Выберите занятие, которое трудно выполнить – идеально склеить разбитую на мелкие кусочки чашку, заштопать порванный холст или дырявую одежду, аккуратно перевести узор на поверхность. Занятие должно поглощать внимание, в каждый момент необходимо понимать, получается ли у вас выполнять задание. При этом важно стремиться к совершенству исполнения.
  2. Придумайте важно значимое для вас обстоятельство для действия, в которое вам легко будет вжиться.Вы должны видеть в нем что-то реальное лично для вас.
  3. Неудача в выполнении действия (т.е. п.1) должна вести для вас конкретные последствия. Например, вы лишитесь работы, поссоритесь с дорогим вам человеком, будете уволены с работы, лишитесь какой-то собственности и т.д.

Упражнение позволяет проследить в себе изменение восприятия действия. Позволяет делать, а не просто обозначать действие. Последствия влекут за собой личную вовлеченность, конкретность и достоверность действия.

Итак, а теперь пришло время…Иди репетируй!

иди репетируй1

Статью подготовила Полина Панфилова (с)