Иди репетируй: упражнение на развитие внимания (М.Чехов)

чехов м

Чтобы достичь высокого уровня мастерства, актеру необходимо постоянно работать над собой, развивать речь, голос, пластику, воображение, чувство атмосферы и чувство партнера. В рубрике «Иди репетируй» мы предлагаем упражнения для самостоятельной работы от признанных мастеров актерского искусства. Главное правило -  не просто читаем, а пробуем на практике!

Открывает эту рубрику  Михаил Чехов (21.08.1881 – 01.10.1955) – драматический актер, режиссер, театральный педагог, автор книги «О технике речи». Уроженец Санкт-Петербурга, окончивший театральную школу Петербургского Малого Театра в 1905 году, с 1912 года работавший в Москве в МХТ им. Чехова под руководством К.С.Станиславского, с 1918 под влиянием трудов Р.Штайнера занявшийся исследованием актерской психотехники и формированием собственной системы. В 1928 году М.Чехов эмигрировал из СССР в Германию, в 1930 – в США, где организовал свою актерскую школу – «кузницу театральных талантов». Его учениками были: Мэрилин Монро, Клин Иствуд, Энтони Куинн, Юл Бриннер, Ллойд Бриджесс.

монро

clint-eastwood

бриннер

Lloyd-Bridges-Sea-Hunt

В 1945 сыграл роль доктора Александра Брюлова в фильме А.Хичкока «Завороженные», за которую был номинирован на «Оскар» в номинацаии «Лучший актер второго плана».

spb1

spb

Книга М.Чехова «О технике речи» была издана в 1945 году,  «в последний день войны», в Голливуде и содержит 31 упражнение по мастерству актера.  Начинаем мы с упражнения 1 на развитие внимания. Знакомимся с правилами его выполнения и идем репетировать!

Внимание. Упражнение 1.

Выберите простой предмет.

Рассмотрите его. Чтобы избежать «гляденья» на предмет – опишите для себя его внешний вид.  Проделайте внутренне (психологически) все 4 действия, составляющие процесс внимания:

  1. держите предмет
  2. притягивайте его к себе
  3. устремляйтесь к нему
  4. проникайте в него, как бы стараясь слиться с ним

Каждое из этих действий проделайте сначала отдельно, потом вместе, соединяя по два, по три и т. д. Продолжайте упражнение, следя за теми, чтобы ни органы ваших чувств, ни мускулы тела не напрягались излишне.
Меняйте объекты вашего внимания в такой последовательности:
Простой, видимый предмет.

Звук

  • Человеческая речь.
  • Простой предмет, вызванный в воспоминании.
  • Звук, вызванный в воспоминании.
  • Человеческая речь (слово или одна фраза), вызванная в воспоминании.
  • Образ человека, которого вы хорошо знаете, вызванный в воспоминании.
  • Образ, взятый из пьесы или литературы.
  • Образ фантастического существа, пейзажа, архитектурной формы и т. п., созданный вами самими.

Упражняйтесь до тех пор, пока внимание с его 4 действиями не станет для вас легко выполнимым единым душевным актом.
Сосредоточив внимание на объекте, начните одновременно выполнять простые действия, не имеющие к объекту внимания прямого отношения: держа, например, в сфере внимания образ человека, в данный момент отсутствующего, начните убирать комнату, приводить в порядок книги, поливать цветы или делать любое легко выполнимое действие. Постарайтесь уяснить себе при этом, что процесс внимания протекает в душевной сфере и не может быть нарушен внешними действиями, одновременно с ним совершаемыми.

Следите, чтобы внимание по возможности не прерывалось, не доводите себя до утомления, в особенности вначале. Регулярность в упражнениях (два-три раза в день) важнее, чем их длительность. Время от времени возвращайтесь к первоначальным, более простым упражнениям.

Последствия развития внимания.

Овладев техникой внимания, вы заметите, что все ваше существо оживет, станет активным, гармоничным и сильным. Эти качества проявятся и на сцене во время игры. Бесформенность и расплывчатость исчезнут, и ваша игра получит большую убедительность. Одновременно с упражнениями на внимание делайте и упражнения на воображение. О них в наших следующих статьях рубрики «Иди репетируй».

иди репетируй1

Итак, «Иди репетируй!» прямо сейчас.

Делитесь впечатлениями от упражнения в комментариях.

Статью подготовила Полина Панфилова (с)